JV color JV color JV color
Работа в Японии
30.12.2011 03:17

Любить Японию - вовсе не значит слепо превозносить всех и вся. Безопасность, например, — это следствие навязчивого стремления японцев к обособленности. Шовинизм и утверждение уни­кальности богоизбранной нации - «таницу миндзоку» - играли роль краеугольных камней во времена завоевательных войн. 

«После войны мы пе­ренесли свой национализм на заводы и фабрики. Мы даже не попытались осмыслить опыт второй мировой, и поэтому доминирующим фактором са­мосознания японцев стала принадлежность к 'Тойоте" или "Мицубиси".

Сейчас, когда безрабо­тица растет, а покупательная способность йены падает, когда выпускникам вузов приходится все дольше ждать вакансий, а женщинам - смиряться с издавна отведенным им местом в ооществе, родное предприятие превращается в "мачеху" и утешает все меньше и меньше». Эти весьма сме­лые суждения высказывал мне бывший выпускник одного из самых престижных университетов Японии. Отказавшись от карьеры и костюма-тройки, он открыл в Токио маленький ресторан­чик.

«Для друзей, которые заходят ко мне по ве­черам; у меня всегда есть хорошее вино, настоя­щее сакэ, — улыбается он. - Я хочу показать своим примером, что всегда можно свернуть с накатан­ной колеи. И у меня нет ощущения, что я меньше других защищаю японскую самобытность. Ту, которую действительно нужно защищать».

Разговоры о порядках, царящих на большинстве местных предприятий, заставили меня перечитать одну работу — «Право на лень». Высокопоставленный управленец одной из передовых компаний пишет: «Нас шестьдесят человек в по­мещении, напоминающем ангар. Шестьдесят, и все постоянно на виду друг у друга. По приходе на работу все регистрируются, ставя свою подпись. Подлокотники моего стула — предмет зависти коллег, поскольку такое отличие полагается лишь заместителю начальника отдела. Что полезно - каждый занимается тем делом, которое было ему однажды поручено: кто-то варит мыло своими руками, кто-то собирает упаковку и т.д. Что ужасно — после девяти часов вечера треть персонала еще на работе. В отпуска мы не ходим. Европу посещаем, если можно так сказать, за четыре дня гуськом. Компания «Кэнон» в прошлом году произвела сенсацию, предоставив своим работникам шест­надцатидневный отпуск в летнее время».