JV color JV color JV color
ESEM
21.05.2011 18:59

Лос-Анджелесские эксперты используют в своей работе точнейший прибор ESEM (Environmental Scanning Electron Microscope) - последнее достижение в области растровых туннельных микроскопов. Такие микроскопы исследуют поверхности, не касаясь их, с помощью крошечной иглы в вакууме, причем зазор между кончиком иглы и пробой так мал, что возникает «туннельный ток».

Острие иглы миллиметр за миллиметром исследует поверхность, получая топографическую картину атомарного ландшафта. Для ESEM, в отличие от других микроскопов, не нужна вакуумная камера. ESEM может применяться в естественных условиях и даже работать с грязными материалами. Секрет в том, что ис­следуемый объект покрывают тонким слоем водяного пара. При этом пробу уже не нужно предва­рительно сушить или покрывать проводящим слоем.

С этим оборудованием иссле­дователи из Лос-Анджелеса могут участвовать в самых амбициозных проектах. К примеру, они активно сотрудничают с китайским Министерством охраны памятников, помогая китайцам сохранить включенные в Список культурного наследия ЮНЕСКО буд­дийские фрески в гротах Могао (провинция Ганьсу). Эти шедевры настенной живописи создавались на протяжении тысячи с лишним лет, начиная с IV века!

Фрески под угрозой уничтожения. Дело в том, что с глиносодержащей основы осыпается слой краски. ESEM позволяет увидеть с точностью до двух миллионных миллиметра весь процесс: как в слое грунтовки кристаллизируются соли, какие изменения происходят с ними при колебаниях температуры и влажности, и как в конце концов из-за этого отваливается слой краски. «Мы надеемся, - говорит Джакомо Кьяри, - что когда-нибудь эти знания помогут нам нейтрализовать соли».

Но и в самом музее Getty ученым и реставраторам постоянно приходится решать непростые задачи. Вот, например, случай с громадным шкафом, украшенным богатой резьбой, - его приобрел еще сам нефтяной магнат в 1970 году.

Тогда большинство экспертов считали, что этот состоящий из двух секций предмет мебели - всего лишь дорогостоящая подделка, изготовленная специально для американского рынка. Слишком уж хорошо он сохранился, чтобы быть подлинником. К тому же обе секции покрыты слоем цветного воска - один из распространенных способов «состарить» мебель.

Работавшие на Гетти эксперты тоже, вопреки явной личной заинтересованности своего шефа, были настроены скептически. Они отправили монструозный ка­бинетный шкаф на склад, где он хранился в дальнем углу, запако­ванный в пенопласт и полиэтилен - вплоть до 2001 года. В тот год одна специалистка из музея поехала во Францию на выставку работ Гюго Самбена, ар­хитектора и краснодеревщика XVI века. Там она увидела несколько предметов мебели, напоминавших хранящийся в запасниках Лос-Анджелеса шкаф. «Это еще ничего не доказывало, - говорит реставратор Брайан Консидин. - Такая мебель могла просто послу­жить образцом для какого-нибудь мастера XIX века». И все же было решено еще раз осмотреть шкаф.

Начали с дендрохронологического анализа задней стенки, сделав радиографические снимки годовых колец дерева и таким образом датировав его. Кольцевая текстура чаще всего видна на концах досок, но разбирать шкаф было нельзя. Пришлось долго вращать и поворачивать шкаф на крутящейся платформе, пока концы досок не оказались под необходимым углом перед камерой аппарата.

Результат оказался ошелом­ляющим: доски сделаны из дуба, который срубили в Бургундии осенью 1574 или в начале 1575 года. Это согласуется и с клеймом «1580 год» на шкафе - ведь перед обработкой древесину нужно было высушить.