Искусствоведческая экспертиза |
22.05.2011 11:37 |
Роль техники в искусствоведческой экспертизе и хранении растет год от года. До сих пор над нею все же главенствовала художественная интуиция знатока. Но это до поры до времени. Последний бастион теперь тоже отчасти поколеблен. Математик из США Дэниел Рокмор со своими коллегами Сивей Лю и Хени Фаридом разработали метод, с помощью которого в результате цифрового анализа поверхности рисунков или полотен можно четко определить, сделаны ли они одним и тем же художником. У каждого человека индивидуальный почерк. Точно так же у каждого художника своя особая манера работы карандашом или кистью. Исходя из этого, Рокмор и его коллеги в 2004 году изучили более дюжины работ из Метрополитен-музея в Нью-Йорке, которые приписывали великому голландскому художнику Питеру Брейгелю Старшему. Сделали цифровые снимки с большим разрешением - девятьсот сорок четыре пикселя на сантиметр. Затем компьютерная программа превратила фотографии в серые изображения и разделила их на одинаковые по величине квадраты. При таком методе из картины можно убрать цвет, оставив то, что обнажает манеру наложения штрихов и линий, структуру мазка. Компьютер отмечает характерные особенности - например, толщину, длину и направление линии. Что касается брейгелевских работ из музея, то выяснилось следующее: восемь работ были написаны одним художником (их характеристики, помещенные в единую систему координат, дали близкие показатели). То есть автором этих восьми рисунков действительно был Питер Брейгель Старший. Параметры остальных картин сильно отличались, а значит, с большой вероятностью можно было сказать, что их авторство принадлежит другим художникам, - эту оценку потом подтвердил проведенный виднейшими искусствоведами анализ. Математики и компьютерщики рассмотрели также полотно художника эпохи Возрождения Перуджино «Мадонна с младенцем», хранящееся в музее Нью-Хэмпшира. И смогли указать, какие фрагменты картины написаны самим мастером, а какие закончены его учениками (подобная практика была типична для мастерских эпохи Ренессанса). После первых успехов Рокмор осмелился обратиться к более серьезной задаче. Недавно он сделал цифровые фотографии более десятка картин Рембрандта из Метрополитен-музея, среди которых есть и спорные, например, датируемый 1648 годом «Портрет молодого человека с перчаткой». Уолтер Лидтке, заведующий отделом европейской живописи музея, приписывает полотно Рембрандту, а уже знакомый нам Эрнст ван дер Ветеринг считает, что авто - скорее всего ученик Рембрандта Якобус Левек. Теперь Рокмор анализирует картины (в том числе и информацию о красках) на своем компьютере, надеясь, что ему удастся выявить почерк Рембрандта. Историки искусства вроде Лидтке относятся к этому методу с недоверием, считая, что позднейшее наложение слоев лака на холст и многократное вмешательство реставраторов сильно затрудняют анализ картины. Но Дэниел Рокмор настроен оптимистически: «На всех этих картинах есть структурированные области, такие как участки глаз или волос, по которым можно определить индивидуальные параметры». Никто не ждет результатов экспертизы с большим нетерпением, чем Уолтер Лидтке. Ведь именно он, несмотря на свой искусствоведческий скепсис, поручил Рокмору оцифровать всю коллекцию Рембрандта из знаменитого нью-йоркского музея. История Праги в вопросах и ответах со времен Средневековья. Статьи, новости и форум, посвященный чешской столице, на cityprague.ru. |