Людоедство как культурный феномен |
20.10.2011 11:52 |
До середины 1970-х годов обитатели Папуа-Новой Гвинеи вкушали плоть и кровь не только убитых врагов, но и умерших родственников. Этнолог Томас Михел, директор Штутгартского музея этнографии, в 1976 году жил некоторое время среди эйпо в горах Ириан-Джая, индонезийской части Папуа-Новой Гвинеи. Эйпо - это племя, насчитывающее примерно 800 человек. Охота за головами и каннибализм были в то время в этих областях в порядке вещей. Эйпо поведали Михелу. что духи предков являются им во сне или после ритуальных манипуляций с черепами. Каждый раз духи призывали эйпо в поход. Тогда мужчины брались за оружие и нападали на соседнюю деревню. Эйпо поедали мясо поверженных врагов, чтобы укрепить свои силы и отвести от себя напасти. Однажды Михел стал свидетелем того, как воины принесли с собой из похода части человеческого тела, запекли их в золе и съели во время совместной трапезы. Толерантное отношение Томаса Михела к каннибализму разделяло большинство ученых, проработавших многие годы в Новой Гвинее. Они не осуждали жуткие ритуалы, а призывали отнестись к ним с пониманием, ссылаясь на распространенную среди «цивилизованных» народов практику трансплантации органов и переливания крови. Однако долгое время обвинения в людоедстве использовали как предлог, чтобы окрестить непонятную культуру «варварской», что подчеркивало моральное превосходство белых людей и их колониальные претензии. Еще древнегреческий историк Геродот (490-425 до н. э.) писал о народе на краю мира, который поедал себе подобных. Христофор Колумб упоминал об индейцах-людоедах в землях Карибского бассейна. Спустя 400 лет, на рубеже XX века прогрессивное человечество могло считать дикарями разве что папуасов, про которых ничего тольком не было известно. |