Музей Прадо |
19.12.2011 08:16 |
Посетителей поначалу было мало, картины висели кое-как, а пол был земляным. Судя по тому, что музей закрывался в «дождливые дни, когда слякоть», крыши протекали, и сокровища короны хранились не лучшим образом. В 1891 году журналист Мариано де Кавиа напечатал статью о мнимом пожаре в Прадо, с одной лишь целью - привлечь к музею внимание. Неизвестно, помогла ли эта мистификация, но к началу XX века Прадо обретает нынешнюю славу. В 1936 году, когда франкисты бомбили Мадрид, президент Мануэль де Асанья решил эвакуировать музей, его даже обвиняли в том, что он больше ратует о спасении «Менин», чем республики. Картины отправились в Женеву (памятью об эмиграции остался шрам на «Сражении с мамелюками» Гойи), а когда вернулись в Испанию, мировая война уже захлестывала Европу. Судьба была к Прадо благосклонна, быть может, потому, что в отличие от многих европейских музеев в нем нет награбленных сокровищ и военных контрибуций, а своим появлением он обязан лишь меценатству короны и церкви. Испанские короли могли быть посредственными политиками, но художественным вкусом Бог не обделил никого. Монархи лично руководили подбором коллекций, почти все значительные художники состояли на придворной службе. Ревностный католик Филипп II покупает «Данаю» Тициана и работы Босха. Филипп IV отправляет Веласкеса в Италию «на охоту» за шедеврами, а при распродаже коллекции английского короля Карла I приобретает «Автопортрет» Дюрера и «Святое семейство» Рафаэля. Супруга Филиппа V Изабелла Пармская открывает Мурильо, а ее сын Карл III украшает собрание «Артемшией» Рембрандта и «Портретом кардинала» Рафаэля. Выбор картин диктовался монаршим вкусом, поэтому в Прадо мало голландцев и англичан, врагов короны. |