JV color JV color JV color
Музей Прадо
19.12.2011 08:16

Посетите­лей поначалу было мало, картины висели кое-как, а пол был земляным. Судя по тому, что музей закрывался в «дождливые дни, когда слякоть», крыши протекали, и сокровища короны хранились не лучшим образом.

В 1891 году журналист Мариано де Кавиа напечатал статью о мнимом пожаре в Прадо, с одной лишь целью - привлечь к музею вни­мание. Неизвестно, помогла ли эта мистифи­кация, но к началу XX века Прадо обретает нынешнюю славу. В 1936 году, когда франки­сты бомбили Мадрид, президент Мануэль де Асанья решил эвакуировать музей, его даже обвиняли в том, что он больше ратует о спа­сении «Менин», чем республики. Картины от­правились в Женеву (памятью об эмиграции остался шрам на «Сражении с мамелюками» Гойи), а когда вернулись в Испанию, мировая война уже захлестывала Европу.

Судьба была к Прадо благосклонна, быть может, потому, что в отличие от многих европейских музеев в нем нет награбленных сокровищ и военных контрибуций, а своим появлением он обязан лишь меценатству короны и церкви. Испанские короли могли быть посредствен­ными политиками, но художественным вкусом Бог не обделил никого. Монархи лично руководили подбором коллекций, почти все значительные художники состояли на при­дворной службе. Ревностный католик Филипп II покупает «Данаю» Тициана и работы Босха.

Филипп IV отправляет Веласкеса в Италию «на охоту» за шедеврами, а при распродаже коллекции английского короля Карла I приобретает «Автопортрет» Дюрера и «Святое семейство» Рафаэля. Супруга Филип­па V Изабелла Пармская открывает Мурильо, а ее сын Карл III украшает собрание «Артемшией» Рембрандта и «Портретом карди­нала» Рафаэля. Выбор картин диктовался мо­наршим вкусом, поэтому в Прадо мало голландцев и англичан, врагов короны.