JV color JV color JV color
Обеспечить безопасность грандиозного туннеля
23.04.2011 14:04

В 1939 году 33 000 человек погибли во время землетрясения в Эрзинкане, находящемся примерно в 900 километрах от Босфора. В 1967 году подземные толчки сотрясали город Мудурну, от которого до Стамбула всего 200 километров, а в 1999 году жертвами землетрясения в Измите стали более 17000 человек.

От Измита до Золотого Рога - все­го 86 километров. Землетрясение в са­мом Стамбуле, по расчетам ученых, может унести до 10 000 жизней, ущерб составит как минимум 15 миллиардов долларов. А чем это грозит туннелю «Мармарай»?

«Вероятность того, что нашему проекту в ближайшие 30 лет придется пережить серьезное землетрясение, со­ставляет более 60 процентов», - сухо сообщает руководитель проекта Халук Озмен. Он не знает только, «произойдет ли это во время строительства или же уже во время эксплуатации». Второй вариант предпочтительнее, ибо лишь после окончания строительства труба будет защищена от землетрясений. И это тоже повод для спешки.

Именно поэтому строители тунне­ля под улицей Айриликчесме работают в две смены, по 22 часа в день. На глубине около 16 метров под землей проходчики проложили два туннеля: один называ­ется «Ататюрк» в честь основателя Турецкой Республики, другой - «Явуз» по имени османского султана. Строительство идет с применением специального бетона, который отличается особой кре­постью и должен выдержать по крайней мере 100 лет.

В туннеле жарко, каждые 500 метров завывает насосная станция. Около четырех с половиной километров отделяют вход в туннель от того места в районе Ускюдар, где подземная часть должна соединиться с частью подводной. И два с половиной из них подземные буриль­ные машины уже прошли.

Этот буровой туннель в случае зем­летрясения не пострадает, утверждают ученые. Потому что он будет двигаться вместе с земной корой. Ничего не грозит и туннелю, идущему по морскому дну. Он будет проложен на особом защищенном фундаменте, который стабилизирует мягкую подпочву.

И чтобы в самом худшем случае - при прорыве воды - туннель и станции не затопило, под Босфором часть туннеля закрывается с обеих сторон стальными перегородками.

Строители проявили предусмотри­тельность и при проектировании станций. Когда в Ускюдаре рыли котлован для подземной станции, строители на­ткнулись на глинистую почву. «На та­ком основании в этом районе построить станцию невозможно», - говорит Озмен. В случае землетрясения она тут же осядет и обвалится. Поэтому инженеры рас­порядились пробурить несколько сотен скважин и залить их бетоном - таким образом был создан фундамент из бетонных свай, который должен устоять при мощных подземных толчках. Для инженера-строителя землетря­сение - это прежде всего математичес­кая задача. «Туннель строится с таким расчетом, чтобы выдержать подземные толчки в девять баллов по шкале Рихтера», - говорит руководитель проекта. Во время страшного землетрясения в Эрзинкане сейсмографы показывали 7,9 балла, в Измите сила толчков составляла 7,4 балла.

У Озмена нет другого выбора, кроме оптимизма: «В Сан-Франциско и в японском Кобе туннели построены именно так. И они уже выдержали несколько землетрясений».