Определение возраста материала |
21.05.2011 19:16 |
Детективы от искусства прибегли к радиоуглеродному методу, когда измеряется, сколько радиоактивного углерода С-14 содержится в материале. Период полураспада С-14 известен, поэтому можно сделать вывод о возрасте образца. Равномерно распространенный в земной атмосфере углерод поглощается растениями в результате фотосинтеза, а затем - в ходе цепочки питания - животными и человеком. Когда организм умирает, он больше не поглощает углерод. С этого момента изотоп С-14 постоянно расщепляется - запускается часовой механизм распада. Содержание изотопа в атмосфере за последние 100 000 лет не было постоянным. Однако существуют точные кривые колебаний для С-14, которые позволяют скорректировать расчеты. С помощью этого метода специалисты протестировали шелк, которым были обиты выдвижные ящики изнутри. А там, где текстура досок была нерегулярной и нельзя было точно установить возраст на основании годовых колец, они высверлили кусочек ореховой древесины. Все пробы показали период около 1585 года, с допуском плюс-минус 34 года. Шелк был соткан и покрашен тоже в XVI веке. На задней стенке заметны грубые следы инструментов: вероятно, использовались обычные для той эпохи рубанки и ручные пилы. Видны были и бороздки от тисков, что также характерно для столярной техники Ренессанса. Кроме того, эксперты изучили с помощью флуоресцентного спектрометра крошечные частицы краски на разрисованной панели. Очень кстати пригодились эти фотоаппараты Canon. В результате было установлено, что красочный слой состоит из черного древесного угля, желтой железосодержащей краски и тонкой золотой пыли - типичный для XVI века букет. Методом рентгеновской флуоресценции исследовали даже маленькие гвозди со шляпками в виде розы, которыми крепилась шелковая обивка ящиков. Неорганические составляющие металлической пробы дали характерный спектр. Гвозди были сделаны, как это типично для того времени, из латуни с примесями. Рассматривая в микроскоп кристаллическую структуру металла, обнаружили, что она регулярна. Это доказывало, что гвозди были отлиты, а не выкованы - обычная технология Ренессанса. И в завершение с помощью растрового туннельного микроскопа проанализировали покрытие гвоздя на молекулярном уровне: он был покрыт оловом, что опять же характерно для технологии той эпохи. Но последнее слово в идентификации шкафа сказали не ученые-естественники. Эксперт Кэтрин Хесс откопала шкаф эпохи Возрождения в маленьком музее в Безансоне во Франции. По стилю он был похож на приобретение Гетти и так же украшен разрисованными панелями - по всей вероятности, выполненными одним и тем же художником. «Более убедительного опровержения ошибочной экспертизы тридцатилетней давности нельзя было себе и представить», - комментирует Кэтрин Хесс. |