Пачакутек |
30.04.2012 03:24 |
Историк Теодоро Ампе Мартинес встречает меня на главной городской площади — Пласа-де-Армас. Во времена инков она называлась Уакайпата и была в два раза больше. Сюда они свозили землю и культовые объекты со всех захваченных территорий. Не стоит идеализировать инков, считает историк. По его словам, движущей силой их империи было не стремление «цивилизовать» отсталые народы, а воинственная вера элиты инков в свою богоизбранность. Первый военный поход Пачакутек совершает в 1440 году — на юг, к озеру Титикака. Благодаря огромному водоему здесь, на 4000-метровой высоте, поддерживается сравнительно мягкий климат, позволяющий выращивать картофель и киноа — высококалорийный злак, который растет только в Андах. На высокогорных лугах пасутся миллионы лам и альпака, озеро богато рыбой. Его берега и острова — это один из богатейших регионов доколумбовой Америки, процветающий за счет караванной торговли и животноводства. Пачакутек побеждает самое сильное местное племя — колла. По его повелению на их священном острове Солнца воздвигают храм инков. Коренных жителей выселяют с острова, а на их место заселяют чужаков, не знакомых с традициями колла. Пачакутек целенаправленно стирает историческую память покоренного народа, перекраивает на свой лад предания. Одновременно он насаждает культ личности. На аудиенциях запрещено смотреть ему в глаза; подходить к нему можно лишь босиком, с грузом на голове — в знак покорности. Каждый день его облачают в новую одежду, а старую сжигают, чтобы ни один простой смертный не осквернил ее своим прикосновением. Он же возводит близкородственный брак в ранг привилегии правителя инков. Род детей Солнца должен хранить чистоту своей божественной крови. |