Реставрация произведений искусства |
21.05.2011 19:25 |
В середине 1970-х годов, по заданию нью-йоркского Whitney I Museum лакировщики практически полностью счистили старый лак со сделанной в 1965 году авангардистской скульптуры Дональда Джадда. Вообще-то она представляла собой несколько алюминиевых ящиков, которые затем заново покрасили. Но оригинальную краску Hi-Fi Purple, которую использовал Джадд (ею окрашивали мотоциклы Harley-Davidson), уже не выпускали, мастера выбрали похожий тон - Candy Apple Red. Когда Джадд увидел результат реставрации в 1990 году, он заявил, что его минималистское произведение уничтожено. Приговор, который уважающий себя музей никак не мог проигнорировать. И команде реставраторов и химиков пришлось работать как сумасшедшим, чтобы воссоздать старую краску и в третий раз покрасить драгоценные ящики. В некоторых мультимедийных произведениях искусства используется теле-и радиоаппаратура. Если она выйдет из строя, потребуются хитроумные инженерные решения. А некоторые художники - как, например, скончавшийся в 1998 году Дитер Рот, идут еще дальше и экспериментируют с шоколадом, плесенью и протухшей пищей. Подобные дорогостоящие художественные объекты разложения способны повергнуть музейных работников в настоящее отчаяние. Нельзя же дать шедевру полностью протухнуть, погибнуть от полчищ бактерий и закончить свои дни на дне мусорного бака. В нью-йоркском музее МоМА, великом храме современного искусства, химик Кристофер Макглинчи ежедневно сталкивается с подобными проблемами. «Что делать, например, с банками консервированного супа Campbell из супермаркета, подписанными самим Энди Уорхолом?» - размышляет химик. Ставшие недешевыми произведениями искусства - по 1000 евро штука, эти жестянки рискуют каждый день взорваться, потому что их содержимое вступает в реакцию с металлом. «Очевидно, повреждено внутреннее покрытие банок, - говорит Макглинчи. - Как реставрировать такие объекты? Это зависит от того, хотим ли мы сохранить суп». Можно сделать так: один специалист аккуратно снимет этикетку, другой раскроит банку по шву, суп на время куда-нибудь перельют, и заново покроют внутреннюю поверхность защитным слоем. Потом в суп добавят консерванты и понизят содержание в нем кислот, чтобы он был химически устойчивым. А может, просто открыть консервы, вылить суп и наполнить банку воском? «Какой метод выбрать, мы можем решить только по договоренности с ответственными музейными работниками», - говорит Макглинчи. И после консультаций с Фондом Энди Уорхола, потому что после такого вскрытия произведение могут расценить как неаутентичное. К счастью, несколько лет назад эта организация дала добро на замену супа воском. Реставрация произведения искусства начинается задолго до того, как эксперты решатся на первое вмешательство. Чтобы только почистить его, требуются кропотливые исследования, которые могут растянуться на годы. Особенно когда речь идет о произведении, ставшем символом европейского искусства. О таком, например, как знаменитый «Давид» Микеланджело - четырехметровая статуя весом пять с половиной тонн, стоящая во Флорентийской Galleria dell'Accademia. |