Дары природы руками мастеров |
21.12.2011 17:51 |
Иное дело голландцы Питер и Хеда Клас, Биллем Калф, современники Снейдерса. Художникам протестантской республики были чужды подобные пищевые излишества, вкусное и одновременно отталкивающее воплощение в красках самого популярного смертного греха. Они знали не только как приготовить пирожки с капустой, но и как правильно изобразить их. Стеклянные и серебряные сосуды почти пусты, а набор продуктов изысканно скуп: поблескивающая спинка одинокой рыбы, спиралью разворачивающаяся кожура лимона, ветка винограда, персик. "Тихая жизнь" предметов напоминала о бренности земного. Но самый удивительный пример изображения еды продемонстрировал придворный живописец австрийского императора Рудольфа II Джузеппе Арчимбольдо. Он нарушил порядок в системе жанров, придумав ужасающий и одновременно притягивающий аллегорический портрет-натюрморт Фрукты, травы, овощи, коренья, злаки составляют глаза, уши, носы странных монстров, рожденных воображением художника и желанием алхимика создать фантастическое из обыденного. Арчимбольдо спустя столетия вдохноеип сюрреалистов, превративших сам процесс творчества в кухню, где из всевозможных малосьедобных ингредиентов варятся и пекутся произведения. Сегодня художники переносят кулинарную практику в публичное пространство, а процесс приготовления пищи приравнивают к акту сотворения мира. |